КЛЁН (27 Мая 11 в 05:55) |
Участники: Грэм Лоудон (Marussia Virgin Racing), Петер Заубер (Sauber), Мартин Уитмарш (McLaren), Эдриан Ньюи (Red Bull Racing), Виджей Малья (Force India)
Вопрос: Грэм, ваше мнение о предстоящей гонке. Для вас это наилучший шанс набрать очки?
Грэм Лоудон: Гонка в Монако всегда рискует оказаться непредсказуемой, и пока мы не провели очередную модернизацию машины, для нас это действительно оптимальный шанс набрать очки. Мы смогли преодолеть прошлогодние проблемы с надежностью и с нетерпением ждем предстоящую гонку.
Вопрос: Вы упомянули модернизацию машины – она будет осуществляться на регулярной основе?
Грэм Лоудон: Доработка происходит регулярно, однако в Барселоне мы решили взять паузу. Мы разрабатывали собственный вариант выдувного диффузора, но затем согласно директиве FIA решили приостановить процесс до официальной встречи в следующем месяце, в рамках которой должны быть получены соответствующие разъяснения. Что касается скорости, вряд ли мы прибавим непосредственно перед этой гонкой, однако в целом команда планирует определенный прогресс. Посмотрим, каким будет решение по диффузорам, а там определимся с дальнейшим направлением работы.
Вопрос: Компания Marussia оказывает вам техническую поддержку?
Грэм Лоудон: В прошлом году они были нашими спонсорами, а затем стали совладельцами команды. Сейчас они полностью интегрированы в рабочий процесс и в будущем мы наверняка организуем взаимообмен технической информацией. У них есть долгосрочные планы в области дорожного автомобилестроения, и мы наверняка примем участие в их реализации.
Вопрос: Виджей, для вашей команды предстоящая гонка тоже предлагает неплохие шансы. Пару лет назад Адриан Сутил всерьез претендовал на очки, пока не был выбит с трассы Кими Райкконеном. В этот раз можно рассчитывать на успешный результат?
Виджей Малья: Конечно! Мы заранее знали, что первые выездные гонки уйдут на постепенную доработку машины, и в Барселоне планировали представить обновленный аэродинамический обвес. Пока нам не удалось собрать все воедино, однако определенный прогресс был заметен уже во время сегодняшних свободных заездов. Это потрясающая гонка, и мне хотелось бы, чтобы Force India здесь заработала очки.
Вопрос: Вы являетесь ярким представителем своей нации. Как обстоят дела с предстоящим Гран При Индии?
Виджей Малья: Весьма неплохо – трасса практически готова, все работы будут завершены в срок. Недавние слова Берни Экклстоуна о том, что если гонка в Бахрейне будет возвращена в календарь чемпионата, Гран При Индии может быть перенесен на декабрь, вызвали немало вопросов, но в принципе не важно, пройдет ли этап 30 октября, как запланировано, или чуть позже – мы готовы принять гонку и довольны действиями организаторов.
Вопрос: Насколько велик интерес к Формуле 1 в самой Индии, особенно после возвращения в гонки Нараина Картикеяна?
Виджей Малья: Когда Нараин Картикеян и Карун Чандхок вернулись в Формулу 1, для всей индийцев это стало поистине радостным событием. Одновременно, как вам известно, мы запустили программу «один из миллиарда» - уже проведено несколько отборочных раундов, и мы рассчитываем в самом ближайшем будущем выделить несколько молодых талантливых индийских гонщиков.
Вопрос: Проект вызывает интерес?
Виджей Малья: Разумеется! Люди обращаются непосредственно ко мне со словами: «Мой сын или дочь всего на месяц младше минимально допустимого возраста в четырнадцать лет или наоборот, на несколько дней старше предельной отметки в семнадцать лет – можем ли мы принять их в программу?» Интерес к проекту действительно огромен.
Вопрос: Петер, насколько велик вклад Джеймса Ки в работу команды?
Петер Заубер: C30 – машина, построенная Джеймсом Ки, и она уже заметно превосходит свою предшественницу. Джеймс работает весьма эффективно, благодаря ему мы прогрессируем.
Вопрос: Расскажите о программе доработок – насколько масштабные обновления планирует команда, и какие модификации подготовлены для предстоящей гонки?
Петер Заубер: Мы модифицировали переднее и заднее антикрылья, воздуховоды тормозов, а также переднюю подвеску.
Вопрос: А если говорить о сезоне в целом, планируете ли вы внедрять доработки в каждой гонке?
Петер Заубер: Основные усилия направлены на работу над аэродинамикой – полагаю, так поступают все команды. Мы пытались модифицировать конструкцию выхлопной системы, но пока эти старания не увенчались успехом.
Вопрос: Какая из команд является вашим ближайшим соперником?
Петер Заубер: Наша основная задача – постепенно прогрессировать, сокращать отставание от впереди идущих команд и сохранять отрыв от преследователей.
Вопрос: Вы не планируете опередить, скажем, Renault?
Петер Заубер: Если это возможно, то почему бы и нет?
Вопрос: Эдриан, с какими проблемами сегодня утром столкнулся Марк Уэббер?
Эдриан Ньюи: Возникла проблема в электропроводке коробки передач – вышел из строя один из потенциометров.
Вопрос: Насколько это серьезная потеря – пропуск целой тренировки?
Эдриан Ньюи: Уверен, потеря достаточно серьезная – вопрос лишь, насколько она скажется на шансах Марка в финале квалификации.
Вопрос: В команде изменили процедуру проведения пит-стопов. В чем причина такого шага?
Эдриан Ньюи: Прошу прощения, я, очевидно, не в курсе…
Вопрос: После гонки в Испании Кристиан Хорнер заявил, что Ferrari во многом копировала тактику Red Bull Racing, и потому команда намерена изменить подход к проведению пит-стопов…
Эдриан Ньюи: Мы предположили, что в Ferrari могли каким-то образом определить, когда наши гонщики поедут в боксы, еще до получения ими соответствующих указаний. Поэтому мы изменили ту часть процесса, которую, как нам кажется, они отслеживали. Правы ли мы в своих догадках – трудно сказать.
Вопрос: Все это немного напоминает паранойю…
Эдриан Ньюи: Вопрос в том, действительно ли в Ferrari следили за нашими действиями, или все сводится к простому совпадению событий.
Вопрос: С самого начала сезона Red Bull Racing преследуют проблемы с KERS. Насколько сложно отладить работу этой системы?
Эдриан Ньюи: Это очень сложный проект, который требует серьезных исследовательских и доводочных работ. Принцип компоновки системы, выбранный нами, опирается на разработки Renault Marelli двухлетней давности. Однако кое-что мы всё же изменили, и это стало источником проблем. Разобраться с ними оказалось довольно непросто, номы ведем работы в этом направлении и рассчитываем добиться успеха. Честно говоря, KERS – не самая сильная наша сторона. Мы специализируемся на производстве аэродинамических элементов шасси, а вовсе не систем рекуперации.
Вопрос: Вам пришлось создать новый отдел?
Эдриан Ньюи: Да, но этот отдел довольно мал – наверное, нам изначально стоило сделать его крупнее. Теперь же сложно оперативно реагировать в случае необходимости.
Вопрос: В предстоящей гонке команды впервые будут использовать сверхмягкую резину. Можете прокомментировать, как ведут себя эти шины? В свободных заездах их характеристики оправдали ожидания?
Эдриан Ньюи: Сегодня шины вели себя довольно неплохо, однако трудно сказать, как будут развиваться события. Эта трасса, пожалуй, менее других беспощадна к резине, поэтому в Pirelli решили привезти сюда самые мягкие составы смеси – судя по всему, выбор оказался оправданным.
Вопрос: В Pirelli предположили, что состав Super Soft сможет выдержать не более 10 кругов подряд. Прогноз оправдался, или до воскресенья сделать выводы проблематично?
Эдриан Ньюи: Судя по сегодняшним свободным заездам, эти шины должны выдержать и большую дистанцию, однако трудно давать конкретные оценки – по ходу первых пяти гонок мы убедились, что ситуация в пятницу может кардинальным образом отличаться от ситуации в воскресенье.
Вопрос: Мартин, прелесть нынешнего сезона в его непредсказуемости – разве что Red Bull Racing неизменно оказывается на первом ряду или в непосредственной близости от него…
Мартин Уитмарш: По-моему, сейчас сезон уже нельзя назвать абсолютно непредсказуемым – я бы сказал, он менее предсказуем. И был бы не против, если бы вы продолжили беседу с Эдрианом – лично у меня есть к нему несколько вопросов.
Что касается нашей команды, в Испании мы добились прогресса, а Дженсон и Льюис смогли на равных соперничать с гонщиками Red Bull Racing. К сожалению, в квалификации машина оказалась недостаточно быстра, а если бы наши стартовые позиции были чуть лучше, гонка могла сложиться еще удачнее – впрочем, она и без того получилась крайне интересной.
Здешняя трасса заметно отличается от всех других автодромов, но многие конкурентоспособные гонщики уверены, что им по силам выиграть предстоящий Гран При. Думаю, борьба будет очень плотной, а выбор стратегии – крайне непростым. Всем известно, насколько трудно обгонять в Монако – не представляю, сможет ли DRS как-то повлиять на эту ситуацию, но я понимаю, почему было принято решение не использовать систему в тоннеле. Опять же, шикана после него – единственное место для реальной атаки, и отказ от DRS в данном случае снижает шансы – впрочем, поживем – увидим. Надеюсь, уик-энд пройдет удачно.
Вопрос: В традиционном превью вы говорили, что скорость McLaren на третьем секторе испанской трассы вселяет в вас оптимизм перед этапом в Монако. Сегодня ваши предположения подтвердились?
Мартин Уитмарш: Во время свободных заездов гонщики и команды традиционно пытаются адаптироваться к трассе и шинам. По ходу первой сессии в нашем распоряжении был всего один комплект более жесткой резины Soft, мы должны были опробовать кое-какие доработки – уверен, в Red Bull тоже испытывали какие-то модификации. Затем нам предстояло оценить поведение шин на длинной серии кругов, и здесь Super Soft показал себя достаточно стабильным. Мы собрали немало информации, теперь наши специалисты по стратегии и инженеры могут поработать над настройками для квалификации и гонки.
Вопрос: Мы уже говорили об опасениях Red Bull Racing по поводу их пит-стопов. В McLaren наблюдается нечто подобное?
Мартин Уитмарш: Нет, никаких опасений. И мне ничего не известно об этой проблеме Red Bull Racing. По-моему, все просто – вы вызываете гонщика на пит-стоп и стараетесь обслужить машину как можно быстрее. Конечно, иногда полезно знать тактику соперников, но чаще всего выводы основываются на поведении шин. В нынешнем сезоне если гонщик чуть дольше задерживается на трассе, он неизбежно теряет массу времени, так по результатам на круге можно легко предугадать, когда кто-либо поедет в боксы.
Вопросы с мест
Вопрос: (Альберто Антонини – Autosprint) Вчера, прогуливаясь по паддоку, вы могли наблюдать, что его обустройство еще не завершено – многие моторхоумы еще только собирались. Учитывая это обстоятельство и размеры зоны паддока в Монако, имеет ли смысл проводить такие сдвоенные этапы? Разве это не кошмар для специалистов по логистике?
Мартин Уитмарш: Да, ситуация крайне непростая, сдвоенные этапы всегда создают массу трудностей для команд, а тот факт, что уик-энд в Монако начинается на один день раньше, лишь усугубляет положение дел. В паддоке кипит работа, многие говорят о том, как Дженсон едва не угодил под погрузчик – впрочем, ему приходилось бывать и в более опасных ситуациях, причем здесь же, в Монако, так что инцидент не стоит такой шумихи. Думаю, мы все должны быть благодарны людям, которые собирают боксы, машины, делая все возможное, чтобы мы могли выступать здесь.
Грэм Лоудон: Пожалуй, наш моторхоум едва ли не самый маленький в паддоке, однако же один из самых дружелюбных. Нам приходится ждать, пока будут собраны более масштабные конструкции, но мы понимаем, что все это подчинено очень сложной финансовой схеме Формулы 1, и что все эти моторхоумы и прочие постройки играют важную роль в работе со спонсорами и гостями команд. Это важный элемент всего уик-энда, а люди, которые их собирают, выполняют колоссальную работу в условиях серьезного прессинга – снимаю перед ними шляпу!
Виджей Малья: Иногда нам приходится платить за собственные инициативы – скажем, мы в Force India решили превратить наш моторхоум в копию Тадж-Махала. В итоге была создана достаточно сложная конструкция, на сборку которой требуется намного больше времени, однако это часть общего процесса. Мы заранее знали, что нам предстоят сдвоенные этапы, и сейчас наши парни успешно справляются со всеми задачами.
Петер Заубер: Да, ситуация непростая, но мы с ней уже не раз сталкивались.
Вопрос: (Пьер Ван Влье – F1i Magazine) Мартин, какой позиции придерживается FOTA в вопросе о двигателях для сезона 2013 года после недавней встрече в Барселоне?
Мартин Уитмарш: FOTA придерживается мнения, что решение должны принимать производители моторов, а не сами команды. Команды хотят получить дешевые двигатели, они сообщили свое мнение производителям и FIA, которые, судя по всему, должны это мнение учесть. Было бы замечательно, если бы смена регламента позволила привлечь в чемпионат новых разработчиков силовых агрегатов, однако перспективы крайне маловероятны. Возможно, корректировки правил немного поспешны, но мы, в то же время, должны способствовать прогрессу и развивать технологии, отвечающие потребностям общества.
В последние несколько недель звучало немало эмоциональных вопросов вроде: «Разве не было здорово, когда все гонялись на моторах V12? Разве не было замечательно, когда все использовали V10? Чем плохи нынешние V8?» Однако в данном вопросе лучше воздерживаться от экспрессии. Формула 1 должна оставаться вершиной автомобильного спорта и притом использовать наиболее совершенные моторы, доступные для всех команд. Кроме того, нам необходимо как можно больше производителей, включая независимые компании вроде Cosworth, и мы не должны допустить ухода кого-либо из действующих участников. Хорошо, что Ferrari, Renault и Mercedes по-прежнему верны чемпионату – надеюсь, они останутся с нами и после сезона 2013 года, а к тому времени, возможно, и иные автомобильные компании сочтут наш спорт привлекательным с точки зрения инвестирования средств.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Виджей, почему вы позволили Адриану Сутилу продолжать выступать в гонках после недавнего инцидента в Шанхае? И еще: вы запустили собственную молодежную гоночную программу, рассчитанную на талантливых спортсменов в возрасте 14-16 лет. На этом фоне Адриан по-прежнему остается хорошим примером для подрастающего поколения?
Виджей Малья: Что касается моего личного мнения, оно было отражено в официальном пресс-релизе по случаю инцидента. И у нас нет сведений об исках, поданных против Адриана в какой-либо из стран, поэтому с нашей стороны было бы некорректным обвинять его в чем-то противозаконном. Позиция предельно проста – если мы все-таки получим уведомление об иске, мы примем необходимые меры, а с выводами не стоит торопиться.
Вопрос: (Эдд Стро – Autosport) Эдриан, в Испании было немало разговоров по поводу легальности функционирования выдувного диффузора в тот момент, когда гонщик отпускает педаль газа. Каким образом вы интерпретировали правила – в частности, пункт 3.15, и почему вы вообще стали применять такую технологию?
Эдриан Ньюи: В пункте 3.15 прописано – «если машина едет накатом, дроссельная заслонка должна быть закрыта», а в скобках написано – «для холостого хода». То есть, подразумевается, что при работе двигателя на холостом ходу дроссельная заслонка должна быть закрыта, что вполне логично, а вот в каком положении она должна находиться в иных случаях движения накатом, не совсем понятно. В случае с Renault даже при движении накатом дроссельная заслонка остается открытой в целях оптимального охлаждения выпускных клапанов мотора, что является важным элементом обеспечения его надежности. Данный принцип был одобрен еще несколько лет назад для испытаний на динамическом стенде, и его запрет вызвал вы массу проблем, поскольку не доказано, будет ли двигатель столь же надежен, если в описанной ситуации заслонка будет закрыта. Опять же, если кто-то попробует пойти дальше и станет активировать зажигание в момент движения накатом, к охлаждению выпускных клапанов это не будет иметь ни малейшего отношения, а команде придется объяснять свое решение Чарли Уайтингу, техническому делегату FIA.
Вопрос: (Алан Болдуин, Reuters) Виджей, вы говорили о Гран При Индии и высказываниях Берни Экклстоуна, однако вам лично доводилось беседовать с Берни по поводу гонки? Как вы относитесь к возможному переносу сроков ее проведения?
Виджей Малья: Нет никаких вопросов, связанных с готовностью трассы – она будет построена вовремя. Интерес к гонке огромен, спрос на билеты есть, и Гран При – это большой шаг вперед для всего индийского автоспорта. Пройдет ли гонка 30 октября или 4 декабря – для нас совершенно не важно. В декабре погода не столь жаркая, так что это не должно повлиять на Гран При.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Могу я узнать мнение остальных участников по поводу возможной гонки в декабре?
Эдриан Ньюи: В таком случае сезон будет невероятно длинным, не так ли? Это тяжело для всех участников.
Мартин Уитмарш: Для команд это серьезная нагрузка – разумеется, они приедут на все гонки сезона, но в таком случае чемпионат получится крайне продолжительным, ведь наши парни начинают работу над машиной еще в середине января…
Петер Заубер: Думаю, сперва нам нужно дождаться решения по этапу в Бахрейне.
Грэм Лоудон: Соглашусь с Мартином – в таком случае команды окажутся в крайне непростой ситуации. Кроме того, один из наших сотрудников запланировал свадьбу на 4 декабря, так что у нас могут быть нестыковки.
Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Вопрос ко всем: какой совет вы могли бы дать подростку, мечтающему работать в Формуле 1?
Эдриан Ньюи: Первый вопрос – в какой сфере он или она желает работать: техника, маркетинг или нечто иное? В моей работе технического специалиста крайне важно академическое образование, поэтому необходимо по возможности поступить в хороший университет. Затем следует определиться со специализацией – механика, аэродинамика, электроника, математические методы… Нужно набраться опыта, поработать в небольшой команде и тем самым создать себе резюме и доказать свою преданность спорту. Академические способности и подлинный энтузиазм – как раз те качества, которые мы ценим в наших специалистах.
Мартин Уитмарш: Мне практически нечего добавить к словам Эдриана. Вместе с тем, нужно оставаться реалистами: тем, кто работает в Формуле 1, по-настоящему повезло. Им удалось построить потрясающую, но вместе с тем крайне непростую карьеру. Формула 1 – крайне малочисленная индустрия, и если кто-то решил посвятить себя работе в автоспорте, у него или у нее обязательно должен быть запасной вариант на случай, если ожидаемый шанс все-таки не представится.
Виджей Малья: Многие индийские компании уже сотрудничают с командами Формулы 1, и здесь я представляю страну, в которой проживает более 500 миллионов юношей и девушек в возрасте до восемнадцати лет, и многие из них мечтают попасть в Формулу 1. Приятно удивляет не только количество заявок на участие в программе отбора гонщиков – мы получили немало резюме от людей, желающих работать в конструкторских подразделениях. В нашей стране много талантов, а в плане технологий Индия на протяжении уже нескольких десятков лет находится в числе мировых лидеров – мы можем использовать этот потенциал для дальнейшего прогресса. Некоторые университеты активно привлекают молодых индийских инженеров, и здесь тоже есть определенные возможности.
Грэм Лоудон: Соглашусь с Эдрианом – необходимо сочетание опыта и знаний. Меня постоянно удивляет количество людей, которые хотят попасть в Формулу 1, не имея в своем запасе один из этих факторов. Как многие команды, мы активно сотрудничаем с образовательными учреждениями – в частности, с SMT Universitу – что крайне важно для нашего спорта. Рецепт прост – нужно много работать и применять свои знания, с таким «багажом» пробиться в автоспорт вполне реально, но удастся ли остаться – это уже другой вопрос.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Как вы все прекрасно знаете, 1 июня в Бахрейне должно быть отменено чрезвычайное положение. Это произойдет всего за два дня до принятия решения по местной гонке, однако мне хотелось бы узнать, кто-либо из вас говорил Берни Экклстоуну или FIA о том, что с точки зрения этики проводить этап в Бахрейне после всех недавних событий в принципе неуместно?
Петер Заубер: Главное – гарантировать безопасность участников, а в остальном три гонки за три недели будут полным сумасшествием.
Виджей Малья: Насколько я понимаю, сегодня руководители команд будут обсуждать эту тему, а затем она будет обсуждаться на уровне Всемирного совета по автоспорту, в который я тоже вхожу.
Было бы неправильно выносить преждевременные суждения, поэтому предлагаю поговорить об этой проблеме на уровне команд, и затем – в FIA.
Грэм Лоудон: Кажется, вы спросили, обращались ли мы к Берни и FIA? Лично я – нет, Джон Бут – тоже, но это скорее потому, что нам неизвестна позиция FIA и FOM. Нужно набраться терпения и подождать, как будет развиваться ситуация. Нам хотелось бы принять участие в выработке общего решения, но пока у нас нет всей информации.
Мартин Уитмарш: Мы не обращались напрямую к Берни или FIA. В любом случае, как заметил Виджей, лучше обсуждать этот вопрос в рамках диалога между FIA и командами, нежели в формате пресс-конференции.
Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) Господин Малья, не находитесь ли вы в ситуации, когда Адриан Сутилу вне зависимости от его поступков гарантировано место в кокпите до конца года?
Виджей Малья: Вы знаете, что контракт не прикрывает противозаконные действия, но пока я не уверен в наличии таковых действий, соглашение с гонщиком играет первостепенную роль. Мне не хотелось бы делать выводы на основании каких-то пресс-релизов, опубликованных, как предполагается, пострадавшей стороной. Лично я и никто из моих людей не знаем, что там произошло – пусть разбираются следователи. Если Адриана пытаются обвинить в недостойном поведении – пусть будет так, но я приму решение только тогда, когда вина будет доказана