КЛЁН (31 Мая 11 в 14:25) |
События вокруг назначения главного тренера сборной России развиваются по чиновной логике. Сам процесс безусловно политичен, оставаясь потому оторванным он хоккея, как такового.
Не оставляет впечатление, что сперва произнесли "Билялетдинов", - потому что в контексте вопроса "А кто, кроме Быкова?" иного адекватного ответа не находилось, - а только потом спросили самого Билялетдинова. Имея представление о его в высшей степени аккуратном и, если угодно, сверх дипломатичном стиле публичного общения, чувствуется, что от сборной он шарахается, как черт от ладана (и все мы понимаем, почему). Интервью газете "Советский Спорт" не далее, как вчера. Билялетдинов: "Мне сейчас некогда (говорить о сборной). Давайте завершим разговор. Поговорим позже, ладно?". А на уточняющий вопрос когда: "Через месяц. До свидания"
Все происходит, судя по всему, гораздо быстрее и - неожиданно быстрее для Билялетдинова. Он не просто так, разумеется, прервал свой заслуженный отпуск, и разговаривал в Казани разговоры со своими непосредственными работодателями уровня руководства "Татнефти" и Татарстана. Президент ФХР Третьяк провел переговоры (или - "переговоры"?) с Билялетдиновым через президента республики Минниханова, а помог "продавить Билла" министр спорта России Мутко. "Продавили". Застрельщики, предсовдир КХЛ Фетисов и президент лиги Медведев, "свергнув" Быкова, интеллигентно так отошли чуть в тень. И то правильно, своё дело сделали. Руки умыли.
Очевидно, шел торг. Насколько применимо, конечно, это определение к процессу делания предложения, от которого нельзя отказаться.
Если представить себе более или менее равные переговоры, то логично предположить, что отказаться от "Ак Барса" Билялетдинов может только под реальные условия в сборной, достойные его профессионального имени и всего того риска, который влечет за собой сборная России для тренерского реноме любого без исключения специалиста. Таковыми выглядит только безусловный контракт по Олимпиаду включительно. То есть, никаких там дополнительных условий: "в медалях на чемпионате мира", "как минимум раз в финале ЧМ" и все такое прочее.
Вот представляем себе освобожденного главного тренера сборной России Билялетдинова. По идее, в таком виде он приходит в сборную всевластным и всеответственным руководителем. И он, и только он, принимает окончательные решения по составу команды и тренерского штаба, что является позицией ключевой. И тогда, с учетом того, что это сборная, и это к Олимпиаде, Билялетдинов неизбежно становится фигурой политической - да-да, той самой, какой стал Быков, и за что его, собственно, "казнили".
Нет, давайте представим себе и в той или иной степени "технического" главного тренера сборной России. Как сейчас заговорили про генменеджера сборной, который и должен, де, определять состав (да еще и тренерского штаба к тому же), а главный тренер - только тренировать: готовить команду в непосредственном смысле и "коучинговать" во время матчей. Допустим, почему нет? Это чисто североамериканская схема. Но тогда - на кой черт вам нужен освобожденный главный? Чем он "по жизни" заниматься-то будет?
И что важнее: кто этот генменеджер тогда? Поскольку понятно, что в этом случае не главный тренер, а он несет всю полноту ответственности и за происходящее, и за результат. Я бы, конечно, предложил на этот важнейший пост кандидатуру выглядящую, опять же, безальтернативной - Фетисов. Но почему-то кажется, что его радение за сборную находится совсем в другой плоскости, чем взятие на себя реального дела и реальной ответственности за результат.
И что еще важнее - где и кто тот постоянно действующий орган сборной, тот "институт", который, как фундамент здания, служит ее основой вне зависимости от фигур главного ли тренера, помощника ли главного, и даже генменеджера?
В отсутствие такого "института" главный тренер сборной России без всей полноты власти - просто клоун, этакий еврей за все, рискующий ни за что исключительно своей репутацией. Если что, опыт Быкова наглядным подтверждением. Кому-кому, а Билялетдинову это не нужно совершенно, потому что он себе полностью отдает в этом отчет. Главный тренер сборной России - и так по определению заложник ситуации. А без реальных рычагов и с условием только побеждать везде и всегда он становится буквально заложником террористов. Профессиональным самоубийцей.
Так что весь вопрос - в какой роли приходит в сборную Билялетдинов? На каких условиях?
Но вот ведь страшная, - действительно страшная, - штука получается. Пять лет Быкова в сборной принесли четыре медали, включая две победы на чемпионатах мира. Но не продвинули саму сборную России, как сущность, как естество, как институцию, ни на шаг. Отставка Быкова вернула весь расклад на пять лет назад, когда за сборную браться себе дороже. И когда - а что такое, собственно, есть сборная?
Разница лишь в том, что пять лет назад Быков выступил добровольцем. Сейчас Билялетдинов больше похож на подневольника.